← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Иерусалим. Виа Долороза и Храм Гроба Господня

Миллиард девятьсот миллионов... Столько людей на нашей планете веруют во Христа. Мечтой подавляющего большинства христиан является желание посетить те места, где Он родился, проповедовал, был распят, воскрес и вознесся в Своё Небесное Царство.

Паломничество родилось уже в первые века от Рождества Христова, но устойчивый, массовый характер оно обрело только тогда, когда крестоносцы создали для этого базу. И число паломников превысило самые смелые предположения. Вплотную встал вопрос о необходимости формирования тех традиций, которых не было ранее. Так, к XIII - XIV в.в., родился маршрут Скорбного (Крестного) пути Иисуса, получивший название Виа Долороза.

Вначале он включал в себя только те места, которые были упомянуты в Евангелиях. Затем, обрастая домыслами и легендами, он, наконец, стал тем, каким он есть на сегодняшний день: маршрутом, знаменующим 14 остановок (станций) на пути Иисуса Христа от места Суда до места Его Распятия на Голгофе.

Каждую пятницу в 15:00 очередные тысячи христиан возлагают на себя символический Крест Иисуса и проносят его от францисканского монастыря, поставленного на месте Бичевания Иисуса, до Голгофы, на вершине которой Он был распят. Пройдём вместе с ними и назовём эти станции теми именами, которые они получили в процессе формирования традиции...

Первая станция - Преториум

Здесь располагалась одна из резиденций римского префекта, где он проводил суд над обвиняемыми. Она находилась на территории крепости Антония, от которой сегодня ничего не сохранилось. На месте, расположенном невдалеке от Львиных ворот Старого города, находится в н.в. мусульманская женская школа, вход в которую воспрещён.

Вторая станция - Бичевания и Возложения Креста

Восстановим события... Распятию на кресте, по римским законам, предшествовало бичевание. Пилат велел бичевать Его "легко". Несколько палачей (lictor) наносили удары со всех сторон. Их бичи (flagellum), представлявшие собой ремни с вложенными в них острыми, костяными или свинцовыми шариками, врезались в Его тело и рвали до крови, струёй лившейся на пыль площади. А пока плотники заканчивали изготовление креста, воины придумали себе забаву над "царём Иудейским": накинули на Иисуса лохмотья красного плаща, водрузили на голову колючую ветку терновника "и плевали на Него, и, взявши тростник, били Его по голове" ("От Матфея" 27:30). А затем возложили на Него крест и шествие отправилось в Его последний путь Страданий по дороге к Искуплению.

На этом месте в XII веке крестоносцы возвели церковь. Почти полностью разрушенная к середине XIX века, она была передана францисканцам в 1838 г. египетским правителем Ибрагим-пашой. Землетрясение 1927 года нанесло повреждения многим зданиям в Иерусалиме, в том числе и этой церкви. Было принято решение о её реставрации. Она была поручена выдаюшемуся францисканскому архитектору Антонио Барлуцци (смотрите о нём "прогулку" № 24). Архитектор принял решение о полном сносе старого здания.

Вновь отстроенная капелла представляет собой однонефную базилику с куполом над алтарной частью. Как и во всех храмах А.Барлуцци, это стилизованная под византийскую золотая мозаика. Вся внутренняя полусфера купола занята огромным терновым венцом. А.Барлуцци делает нас очевидцами предсмертных пыток, через которые прошёл Иисус. Без мук, без страданий - нет победы над Злом, а, следовательно, нет Спасения. На которое указывают, просвечивающиеся сквозь шипы и иглы венца, яркие звёзды, символы Победы, которую Спаситель Своим Крестом и Воскресением одержал над Грехом и Смертью. Этим настроением насыщены и витражи в хорах, сюжеты которых: (слева - направо) "Пилат умывает руки", "Поругание Христа" и "Освобождение Вараввы" (работа витражиста Пиккирини по эскизам художника Камбелотти). К зданию капеллы Барлуцци намеревался пристроить высокую, квадратную колокольню, но из-за нехватки денег его замысел не реализовался.

Раскопки 1901-1903 гг., осуществлённые на месте нынешнего двора монастыря, обнажили также остатки почти квадратной в плане трёхнефной средневековой капеллы, в которой четыре мощные колонны поддерживали купол над древним римским помостом, называемым Литостротосом (дословно: "каменное мощение"). Это место традиция определила тем, на которое Иисус был выведен из крепости во внутренний двор. Над фундаментами капеллы была поставлена новая церковь, которая названа церковью или капеллой Осуждения.

Построенная монахом-францисканцем Венделином Герлихом Мандельским (в 1903 - 1904 гг.), она не претендует на обладание теми высокими художественными достоинствами, которые есть у её соседки церкви Бичевания. Но у неё тоже есть свои функции: хранителя материальных свидетельств римского периода (остатков плит внешнего двора Преториума) и мистического присутствия героев разворачивавшихся здесь некогда событий.

И, наконец, несколько слов о расположенном здесь же францисканском Музее. Это центр духовного и богословского факультета "Studium Biblicum Franciscanum", деятельности которого мы обязаны выдающимся открытиям в области археологии Святой Земли, библейской истории и теологии в целом. Музей открыт для посещений. В нём находятся интереснейшие экспозиции с экспонатами, собранными со всех раскопок производившихся на францисканских объектах.

Церковь Бичевания и церковь Осуждения - Орден францисканцев. Chapel of the Flagellation and Church of the Blate

Адрес: P.O.Box 19424, Jerusalem 91193, Israel.
Теl.: 972-26-282936; Fax: 972-26-894519.
Местонахождение: Старый город Иерусалима.
Как добраться: от Шхемских или Львиных ворот Старого города.
Часы посещения:
весенне-летний период: 08:00 - 12:00 и 14:00 - 18:00;
осенне-зимний период: 08:00 - 12:00 и 13:00 - 15:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: туалет во дворе монастыря.

Францисканский музей. Studium Biblicul Franciscanum

Все данные смотрите в предыдущей информации. Часы посещения: 08:00-12:00.

В соответствии с предварительной договоренностью можно согласовать посещение монастыря. Вход - бесплатный. Информацию о Музее можно получить на сайте израильских музеев: ilMuseums.com

Между II и III станциями находятся объекты возможные для посещения: Литостротос. Монастырь сестёр Сиона.

Lithostrotos. Sister’s of Zion Monastery

Открыт: 08:30 - 12:30 и 14:00 - 16:30.
Вход платный. Тел.: 972-26-277292.

Церковь сестёр Сиона "Ecce Homo". Sister’s of Zion Church " Ecce Homo"

Открыта:
в весенне-летний период: 08:30 - 12:30 и 14:30 - 17:30;
в осенне-зимний период: 08:30 - 16:30. В воскресенье - закрыта.
Вход: бесплатный. Тел.: 972-26-282445, 972-26-277292.

Третья станция - Первое падение Иисуса

На этом месте Иисус первый раз упал неся на Себе крест. На перекрёстке улиц Виа Долороза и ха-Гай находится капелла (принадлежит Армянской католической Патриархии) над дверями которой помещён рельеф с изображением падающего Иисуса (работа польского скульптора Тадеуша Зелинского).

Примечание: часовни на маршруте, как правило, закрыты. Посетить их можно по пятницам в 15:00 во время Крестного хода или в соответствии с предварительной договоренностью.

Четвёртая станция - Место встречи Иисуса со Своей Матерью

Богородица молила Пилата о помиловании. Но безуспешно. Успела обогнать процессию и стояла здесь в немой скорби. Над фундаментами византийской церкви армянами-католиками была поставлена в 1881 г. новая церковь Богоматери Великомученицы. В период строительства были обнаружены византийские мозаики, в центре которых сохранились следы от подошв сандалий Девы Марии.

А рельеф над дверью, с изображением встречи Матери с Сыном, сделан тем же мастером Тадеушем Зелинским, который изобразил падающего Иисуса на III-ей станции.

Пятая станция - Помощь Симона Киренеянина в несении креста

"И заставили проходящего некоего Киренеянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его".
От Марка, (15:21).

Так Симон, случайно проходивший мимо, попал в Историю. А Иисус, облокотившись на камень, оставил в нём углубление, к которому с трепетом притрагиваются все паломники. Кроме того, рядом стоит дом "злого богача". Помните притчу Иисуса о богаче и Лазаре? ("От Луки" 16:19). Так это происходило здесь. Так определила традиция.

Шестая станция - Встреча с Вероникой

Традиция приписывает этот дом Св.Веронике, которая отёрла измождённое лицо Иисуса платком, вследствие чего он стал обладать целительными качествами. История приобрела невероятную популярность, и время от времени вновь и вновь попадает на страницы газет и журналов. Имеет огромную библиографию, привести которую не представляется возможным. Станция отмечена колонной, вросшей в здание. Существует верхняя церковь и крипта, к восстановлению которой был привлечён архитектор Антонио Барлуцци в 1953 году, что говорит о значении этого места для христианской традиции.

Седьмая станция - Второе падение Иисуса

Место отмечено церковью, находящейся в пользовании коптов-католиков. Традиция определяет, что она находится над порогом Судных врат, о который споткнулся Иисус.

Восьмая станция - Обращение Иисуса к дщерям Иерусалима

"И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: "блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы не питавшие!" тогда начнут говорить горам: "падите на нас!" и холмам: "покройте нас!". Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?".
От Луки, (23:27/31).

Станцию, находящуюся несколько в стороне от маршрута, на улице Св.Франциска, отмечает круглый камень, вмонтированный в стену.

Девятая станция - Третье падение Иисуса

Попасть к этой станции можно тоже, только отклонившись от маршрута. Обычно это не делают, ограничиваясь констатацией возможности. Станция отмечена колонной, расположенной около ворот эфиопского монастыря. Само по себе посещение этого комплекса представляет несомненный интерес и осуществить его, конечно же, необходимо, если у Вас есть на то время. К тому же, это ещё одна возможность попасть непосредственно во двор Храма.

Оставшиеся станции Виа Долороза находятся внутри Храма Господня. Поэтому, мы сейчас прервёмся для рассказа о нём, а затем, уже войдя вовнутрь, продолжим маршрут Скорбного Пути.

Много лет тому назад, при первом посещении Храма, у меня возник вопрос: неужели "это" и есть самое святое для христиан место? - нет, не может быть: закопченные стены, хаос внутреннего пространства, полная разностильность капелл и т.д. Что-то здесь не так?! И я ни у кого ничего не спрашивая, остался в Храме на ночь. Не я один оказался подобным умником. Нас было несколько человек, молча ходивших по помещениям, каждый со своей целью. Всё погрузилось во мрак и только свет, исходивший от догоравших свечей лампад, позволял осторожно передвигаться. Полная, но совсем не зловещая, тишина воцарилась во всех помещениях. Мне стало ясно то, что здесь меня не может обидеть никто, ибо здесь царствуют Божественное Присутствие, многочисленный отряд ангелов, серафимов, херувимов и ещё кто-то, в чьём присутствии злое свершиться не может. Я понял, что этот Храм нельзя украшать позолотой, может быть даже белить, а уж тем более реставрировать невообразимо неухоженные картины колоннады. Это Вам не Кёльн и не Париж! Это - Храм Гроба Господня! Иисус, в Свои последние часы, был в грязном, пропитанном потом и кровью рубище. И Его Храм должен выглядеть так же, а не быть похож на ватиканский собор, роскошь которого вызывает ассоциацию с тонким ароматом дорогой парфюмерии, исходящим от начищенного одеяния монаха. Красивых Храмов в мире не пересчесть, а Храм Гроба Господня - один!

Храм Гроба Господня

Каноническое название - Храм Воскресения Христова. История его настолько насыщена драматическими событиями, что может быть изложена только в виде книги или хронологии. Я выбираю для нашей "прогулки" второе...

325 г. - Император Византии Константин I Великий принимает решение о строительстве Храма на месте Воскресения Христова.
335 г. - окончание строительства Храма. 14.09 Храм освящён.
614 г. - Храм разрушен персами.
630 г. - Храм реконструирован.
1009 г. - Храм разрушен в период правления халифа аль-Хакима (996 - 1021 гг.).
1042 - 1048 гг. - Император Византии Константин Мономах переделал Ротонду в церковь.
1149 г. - новый Храм освящен крестоносцами 15.07.
1244 г. - Храм разрушен мусульманами.
1719 г. - Храм восстановлен.
1808 г. - Храм уничтожен пожаром.
1810 г. - Храм восстановлен.

Восстановим мысленно события того дня, когда Иисус восходил на Голгофу… Справа - городская стена тех лет (напомню, что Голгофа находилась вне черты города). Иисус был выведен из города и распят на Голгофе, затем возложен на камень, с целью приготовления к захоронению, и помещён в гробницу, принадлежавшую Иосифу Аримафейском. Прибыв в Палестину, царица Елена начала поиск святого места, определила его и обрела там Святой Крест. Над этими реликвиями, по повелению императора Константина I Великого, был возведен Храм.

Войдём во двор современного сооружения.

Слева от нас расположены: церковь Св.Иакова, посвящённая брату Иисуса, первому епископу Иерусалима, соединённая проходом с храмом Марии Магдалины; церковь Сорока мучеников. Справа: капелла Франков и часовня Св.Марии Египетской; капелла Архангела Михаила; капелла апостола Иоанна и монастырь Авраама. Я лишь перечисляю названия, т.к. посетить можно только коптскую капеллу Архангела Михаила. Остальные объекты, для свободного посещения, закрыты. Подняв взгляд кверху мы увидим колокольню, находящуюся над церковью Сорока мучеников. Ныне она трёхэтажная, хотя изначально была выстроена в пять этажей. Но приблизимся наконец ко входу. Перед нами массивная пара дверей, одна из которых замурована. Слева, как правило, сидит привратник. Он турок по национальности и история его должности невероятно интересна, полюбопытствуйте, зайдите на сайт: www.domovoy.ru/0112/golight/opit.asp и прочтите его рассказ-монолог. Справа от входа лестница, как скоро выяснится - из 18 ступеней. На Голгофу. Поднимемся по ней. Настал час продолжить Крестный путь Иисуса...

Десятая станция - придел деления риз

Эта станция находится справа, у начала нефа, который в 1937 году отреставрировал Антонио Барлуцци. Сюжеты мозаик достаточно разнообразны: от изображений Христа, Богородицы, до аналогии происходящего с жертвоприношением Авраамом своего сына Ицхака. Созданные разными художниками, они обладают, соответственно, и разными художественными достоинствами. Но происходящее настолько известно любому, кто хоть немного интересовался Библией, что расшифровка просто не требуется: можно переходить от алтаря к алтарю, двигаясь справа-налево и всё будет понятно.

Одиннадцатая станция - Прибитие к Кресту

В алтаре можно осмотреть серебряный ковчег, дар герцога Тосканского. На его шести плоскостях изображены сцены Страстей Господних.

Двенадцатая станция - Смерть Иисуса на Кресте

Станция принадлежит греко-ортодоксальной Церкви. Обилие росписей, лампад, икон, плюс возможность коснуться рукой самой священной скалы. Распятая фигура Иисуса с каноническим расположением Матери и Иоанна (евангелиста).

Тринадцатая станция - Снятие тела Иисуса с Креста

Латинский алтарь, посвящённый Скорбящей Богоматери. Вы видите его под аркой, разделяющей латинский и православный приделы. Здесь написаны слова: "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Под стеклом, на алтаре, установлена деревянная статуя Богородицы, подаренная королевой Португалии Марией I Браганской (годы правления 1777 - 1816) в 1778 году. К Камню миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела, в соответствии с еврейским обрядом, мы подходим после того, как спустимся с Голгофы. Он стоит в главном притворе храма и принадлежит всем шести конфессиям, которые представлены в Храме: латинской, греко-ортодоксальной, русской православной, армянской, коптской и сирийской. Правда, число и расположение лампад - не равнозначное, они зависят от очень многих причин, о которых Вам расскажет гид на месте. Это одно из двух мест, на которое паломники кладут приносимые ими вещицы с целью их освящения. Проходя отсюда к Гробнице, обратите внимание на находящуюся слева часовню. Это капелла Трёх Марий.

"Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему, между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведеевых".
От Матфея, (27:55/56).

Она принадлежит армяно-григорианской Церкви.

Четырнадцатая станция - Положение во Гроб

Ротонда. Кувуклия. Гробница Иисуса Христа

В центре большой Ротонды (диаметр - 32 м.), называемой по-гречески "Анастазис" - "Воскресение", находится древнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа. Она помещена в небольшую часовню (католическое название - "эдикула", православное - "кувуклия"), возведенную на том месте, на котором когда-то находилась подлинная иудейская гробница.

Размеры Кувуклия - 8 х 6 м. Он состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (в ней размещён Святой Гроб), и восточной, почти прямоугольной (3.4 м. х 3.9 м.), где находится придел Ангела. С противоположной от входа западной стороны расположена маленькая коптская капелла, к которой тоже выходит подножие гробницы. Когда как, но по большей части длинная очередь ждёт тех, кто хочет войти в Кувуклий. Он вмещает не более 3-5 человек и поэтому по молчаливой договоренности люди заходят не более, чем на пару минут. Входя, окиньте беглым взглядом мраморное убранство дверей. На левом косяке их изображены фигурки жен-мирроносиц, а на правом - простирающий к ним руку ангел. Я думаю, что после посещения Назарета у Вас нет вопросов о его имени? - конечно же, это ангел благовествующий - Архангел Гавриил. Над дверью размещены на греческом языке его слова: "Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес". В приделе Ангела, в мраморном ларце, хранится святыня - остаток камня, некогда прикрывавшего входную дверь в Гробницу. А в стенах проделаны два отверстия, через которые на Пасху подаётся Святой Огонь, трепетно ожидающим его верующим. Сама Пещера Гроба (207 см. х 193 см.) занята наполовину каменным ложем, "лавицей", на котором покоилось тело Христа. На мраморном пологе находятся три иконы "Воскресения": от латинской, греческой и армянской Церквей, как основных христианских исповеданий. Поэтому здесь и совершаются ежедневно три литургии. Под средней иконой - надпись на греческом языке: "Христос Воскресе!". Подавляющее большинство паломников кладут на плиту различные вещицы, которые хотят таким образом освятить.

А выйдя, осмотритесь по сторонам и полюбуйтесь окружающей Ротонду колоннадой из 18 колонн. Да и самой Ротондой. Паломникам из России будет любопытно узнать, что купол Ротонды над Кувуклием был перестроен в 1865 - 1869 гг. по совместному проекту русского и французского архитекторов М.И.Эппингера и К.Мосса за счёт русских, французских и турецких денег. А притолока Кувуклия украшена резными серебрянными сенями с 12 иконами святых апостолов. Они выполнены в технике ростовской финифти и появились здесь с 1859 года, когда Великий Князь Константин Николаевич, брат русского царя, глава российского Военно-Морского ведомства, посетил вместе со своей супругой, Александрой Иосифовной, Храм Гроба Господня.

Напротив входа в Кувуклий находится греко-православная Церковь Вознесения, называемая Кафоликон.

Кафоликон

Кафоликон - соборный Храм, являющийся кафедральным для Иерусалимского Патриарха. Слово "кафолическая" было введено Св.Игнатием Богоносцем ("где Христос, там и кафолическая Церковь"), и применялось с того времени в смысле целостности, нераздельной целокупности каждой церковной общины. Оно вошло в латынь как "экклесия кафолика", на славянские языки переведено, как "соборная", а по-гречески "кафоликон" - главная церковь общины. Кафоликон уже много лет находится в состоянии реставрации и процесс этот из-за отсутствия средств тянется очень медленно. Можно привести цитату из книги Епископа Мефодия "Святая Земля" (Париж 1961 г.) о церкви до реставрационных работ, начатых в 1967 году: "В первом ярусе высокого пятиярусного иконостаса - прекрасные, в золотых ризах, русские иконы. Верхние ярусы мраморные, с резными фигурами вместо икон. Венчает иконостас большое распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом". От себя добавлю, что среди икон находятся две парные иконы Св.Александра Невского и Марии Магдалины, небесных покровителей Александра II и императрицы Марии Александровны, кисти замечательного живописца, академика Т.А.Неффа (1805 - 1875 гг.), известного своими работами в Храме Христа Спасителя в Москве. А три роскошных паникадила подарены императором Николаем I.

Неизменное любопытство туристов вызывает нечто подобное на каменную вазу, стоящую, как правило, посреди базилики. Это так называемый "Пуп земли", мистический центр Вселенной. Возвратившись в Ротонду - начнём обход объектов по часовому кругу.

Гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима

Напротив коптской капеллы есть вход, который ведёт в систему древних иудейских захоронений, высеченных прямо в скале. Христианская традиция определяет в их числе и гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима.

Алтарь явления Христа Марии Магдалине

Всё дальнейшее пространство к юго-востоку до Капеллы явления Христа Его Матери посвящено явлению Иисуса Христа Марии Магдалине. Как известно, Мария первая пришла к гробу и обнаружила пустую гробницу. Дальнейшие события Явления Христа Марии известны. Эта сцена изображена на скульптурной композиции алтаря, принадлежащего францисканцам. А небольшая францисканская капелла явления Христа Своей Матери логично появляется следующей за алтарём. Событие, как известно, не упоминается в Евангелиях, но оно прочно вошло в традицию и отмечается на этом месте уже начиная с периода крестоносцев. Современное помещение освящено в 1965 году.

Следующая дверь ведёт во францисканскую Ризницу, являющуюся своеобразным небольшим музеем различных реликвий. Она закрыта для посещений, но, как правило, монахи не отказывают в просьбе их осмотреть. Меч и шпоры короля крестоносцев Готфрида Бульонского, рыцарские кольчуги и доспехи, облачения монахов различных периодов погружают нас в мир Ордена Хранителей Святой Земли. А если уточнить у монахов время вечернего обхода Храма, то можно получить незабываемое впечатление от их пения под аккомпанемент органа. Что-что, а акустика в Храме отменная.

Идя дальше, мы выходим из Ротонды и проходим к Часовне Уз Христовых через коридор, называемый Амбулаториумом или Аркадами Пресвятой Девы. В нём размещены археологические находки самых ранних периодов существования Храма: обломки колонн, детали украшений, камни стен и т.д.

Часовня Уз Христовых

Мрачное, тёмное помещение, в полу которого видны отверстия для кандалов, которыми заковывались заключённые, вполне соответствует названию "Темница Христа". Само помещение, алтарь и икона изображающая Иисуса в оковах принадлежат грекам-ортодоксам. Выйдя отсюда и продолжая движение дальше мы осмотрим три придела:

Придел Св. Лонгина

Именно он прободил копьём бок Христа. Каким он был в жизни, этот командир римской центурии, прибывшей в Иерусалим в апреле 33-го года с отрядом префекта Иудеи Понтия Пилата? Наверное, крутой и честный вояка, привычный к дисциплине, служивший не за страх, а за совесть. Потом был назначен сопровождать приговоренных на Голгофу. Никому из смертных ни до, ни после не выпадала участь распять Сына Божия.

И произошло невозможное: Бог воскрес в римском центурионе раньше, чем умер на Кресте. Убийца отождествил себя с Жертвой. И тогда, с тем же римским автоматизмом, центурион Лонгин - "Длинный" становится яростным, упорным проповедником Воскресшего Господа. И остановить Лонгина в его благовестническом подвиге могла уже только смерть. Которая и настигла его в 58 году в Кессарии Каппадокийской, где он погиб за веру мученической смертью. Алтарь открыт в память о нём. Он принадлежит грекам-ортодоксам, которые разместили в алтаре триптих, изображающий житие святого. Любопытства ради упомяну, что Лонгин считается целителем в православной народной медицине. Она говорит, что как сам Лонгин прозрел для новой жизни, так и обращение к нему в молитвах помогает верующим в исцелении глазных болезней.

Следующая капелла Ризоразделения принадлежит армянам. Она отмечает то место, на котором по преданию, равноапостольная царица Елена нашла хитон Иисуса, брошенный здесь стражниками. Есть несколько вариантов дальнейшей судьбы хитона, гид расскажет о них Вам в процессе экскурсии.

Минуем на несколько минут спуск в Капеллу Св.Елены и осмотрим...

Придел Поругания

Придел принадлежит грекам-ортодоксам. Тема - уничижение Христа, которое Он претерпел от толпы. Под алтарём находится обломок колонны, на котором сидел Иисус, увенчанный терновым венцом.

И, наконец, опустимся вниз, в самостоятельную часть комплекса Храма - капеллу Св.Елены и капеллу Обретения Креста.

Эта часть Храма возможно самая древняя, т.к. в соответствии с традицией Крест был обретен самой царицей Еленой, а капелла являлась криптой Мартириума, построенного ещё при императоре Константине. Капеллы принадлежат армяно-григорианской Церкви.

Сюжет одной из картин наглядно иллюстрирует мой рассказ из главы об армянской церкви о просветительской деятельности Св.Григория и о крещении им Армении. Главный алтарь посвящён царице Елене, а находящийся от него слева -тому разбойнику (Дисмасу), который был распят вместе с Иисусом и внимал Его словам. В капелле, по традиции, стоит кресло, в котором сидела царица Елена, наблюдая за поиском Креста.

Который обнаружили, всё же, в нижней капелле, где когда-то располагались каменоломни. Количество преданий, легенд, сказаний, которые связаны с Крестом невозможно привести даже в одной отдельной книге. Не будем и пытаться это сделать. Всё что осталось - покрыто стеклом, т.к. были случаи, когда пытались даже что-то отгрызть зубами. Поднявшись наверх и продолжив прогулку мы попадаем в капеллу Адама.

Традиция издавна приписывает место захоронения черепа Адама Голгофе. Оно и получается, вроде бы, логично и красиво: крест сделан из дерева, с которого наша праматерь Ева сорвала запретный плод, череп захоронен под местом Распятия Спасителя, кровь которого его омыла, искупив тем самым первородный грех. Здесь просто обязана быть капелла! Не так давно имели место быть и гробницы иерусалимских королей периода крестоносцев, но в н.в. от них остались лишь плиты. Кстати, у входа-выхода в Храм, под деревянным люком, находится ещё одна любопытная плита, говорящая о том, что здесь захоронен славный рыцарь-крестоносец Филипп де Обиньи (Filippus de Aubingni). Ну а теперь можно и по второму разу обойти Храм, уже спокойно останавливаясь лишь там, где хочется.

Храм Гроба Господня. Holy Sepulchre Church

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.
Tel.: 972-26-273314; 972-26-284203; Fax: 972-26-276601.
Местонахождение: Христианский Квартал Старого города, Иерусалим.
Как добраться: совершая экскурсию по Виа Долороза. На территории Храма Гроба Господня находятся пять последних станций Крестного пути. Автобусами фирмы "Эгед" №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма. Часы посещения:
в весенне-летний период: ежедневно 05:00 - 20:00;
в осенне-зимний период: ежедневно 04:30 - 19:00.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: возможен заказ ночных служб по предварительной договоренности. Предметы, предназначаемые для освящения, стоит приобрести заранее. Вход в б/п туалет - из арки Девы.

Смотрите также
2138

Спецпредложения авиакомпаний

07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 5 745 руб
07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 14 167 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах