← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Загранпаспорт – новая революция?

О процедурах оформления и изготовления загранпаспортов нового поколения рассказывает заместитель начальника УФМС России по Москве Владимир Иванов.

Когда показывают по телевидению очередную рекламу про зарубежный отдых, то до слез обидно становится, что не ходил ты по узким запутанным улочкам древних городов, не купался в бездонной синеве чистейших морей-океанов, не бродил по джунглям, где с лиан свешиваются обезьяны, не кутил с загоревшими до черноты аборигенами. Все, решаешь, наплевать на деньги, еду за рубеж. И перво-наперво бежишь оформлять загранпаспорт. И сразу стоп: очередь, толкучки, неразбериха такие, что посылаешь к черту все мечты о красивой зарубежной жизни и едешь отдыхать в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов... Так ли дела обстоят сейчас на загранпаспортной границе? Об этом захотелось узнать от заместителя начальника УФМС России по Москве Владимира Иванова.

- Владимир Петрович, меняется ли что-то к лучшему или по-прежнему каждый поход за загранпаспортом обходится микроинфарктом?

- Вы вспоминаете сразу те болевые точки, с которыми всегда ассоциировалось слово "ОВИР", - большие очереди, запись на прием с ночи, затянутые сроки оформления паспорта... Хотелось бы рассмотреть ситуацию немножко с другой точки зрения и, может быть, защитить свое ведомство. Давайте разберемся, чем был загранпаспорт в свое время и чем он является сейчас. Заграничный паспорт для граждан СССР был таким документом, который фактически выдавался по "разрешительному" признаку, ему придавался статус некоего льготного документа. В командировки за рубеж многие ездили по служебным паспортам, сдававшимся после их использования. Кроме того, против выезда за границу работали некоторые статьи законов, было немало невыездных специалистов. Фактически в советское время, да и в самом начале 90-х годов какого-либо ажиотажа с получением загранпаспортов не было.

С распадом СССР, с одной стороны, наша страна стала более открытой, с другой - появились новые паспортные и визовые барьеры, не во все страны СНГ, к примеру, можно попасть по "внутреннему" паспорту гражданина России. Другая тенденция - постепенный рост благосостояния людей, многие почувствовали прелести отдыха за рубежом, качество сервиса, и благодаря "сарафанному радио" такие положительные впечатления распространяются повсеместно.

Еще один нюанс - ведение бизнеса, деловые контакты. Я в свое время много ездил руководителем делегаций, но одного загранпаспорта мне на 5 лет хватало. А сейчас к нам на прием приходят молодые люди, у которых за один год в паспорте ни одной странички свободной не осталось. Так что выдаваемое количество загранпаспортов постоянно растет. Я бы сказал, резко растет, и мы, надо признать, не всегда успеваем за потребностями граждан в данной государственной услуге. Хотя предпринимаем меры для того, чтобы, как говорится, "сдержать волну" в наиболее проблемных с этой точки зрения подразделениях.

- Процедура оформления загранпаспортов как-то меняется?

- Надо сказать, что для граждан каких-либо изменений с 1997 года, когда была принята ныне действующая инструкция об оформлении паспортов, не было. Этот же принцип - вносить минимум изменений во взаимодействие службы с потребителем государственной услуги - был сохранен и в новой инструкции по оформлению паспортов нового поколения.

Для сотрудников работа по оформлению паспортов стала проще. Формально ничего не изменилось - также проверяются сведения, заявленные в анкете, в том числе о ранее выданных паспортах, делается запрос о судимости, административных нарушениях, проверяется степень осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну. Относительно новое направление - взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов по ограничению на выезд граждан, в отношении которых возбуждено исполнительное производство. Все существующие проверки проводятся в рамках законодательства, ничего лишнего мы не делаем, да и не имеем права.

Вместе с тем многие структуры, с которыми мы работаем, да и мы сами перешли на компьютерные базы данных, что позволяет существенно упростить проведение ряда проверок. Механизмы их проведения в целом отработаны, но есть, честно говоря, препятствия, не позволяющие нам до конца изжить получение документов в бумажном виде. Без штампика от соответствующих структур мы паспорта не выдадим.

Сейчас Федеральной миграционной службой при активном нашем участии решаются вопросы о получении таких документов в электронном виде.

- Бытует мнение, в том числе могу опереться и на собственный опыт, главная задержка - это согласование с ведомствами, отвечающими за защиту государственной тайны.

- Не согласен с вами, что эти ведомства нас тормозят, такая позиция не верна. На сто случаев бывает примерно пять задержек. Они, как правило, происходят с крупными руководителями государственных структур, которые являются секретоносителями высших степеней секретности. И основная задержка - согласование с их собственными министерствами. Но подавляющее большинство людей не имеет допуска к секретности, так что с ними проблем нет.

- И все-таки, когда примерно мы перейдем от бумажных носителей к электронным?

- Законодателем этот вопрос решен в рамках Закона "Об электронной цифровой подписи". Но одного закона мало - необходимо решать финансовые, политические и технические вопросы внедрения защищенного электронного документооборота. И если с финансовой стороны таких проблем нет, то с политической и технической они остаются. Необходимы документы, регламентирующие использование цифровых подписей во внутри- и межведомственном обмене, всякого рода приказы, инструкции, согласовываемые и утверждаемые различными ведомствами. Кроме того, весь процесс должен быть обеспечен технически, подготовлены соответствующие программы, и не только у нас, но и во взаимодействующих структурах. Такие вопросы сейчас решаются, в том числе в рамках создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с электронными носителями информации.

- Поговорим о паспортах нового поколения. Чем вызвана необходимость перехода от простых загранпаспортов к биометрическим?

- Мы уже говорили в начале, что люди стали больше ездить, границы стали более прозрачными. Каждое государство ставит перед собой задачу обеспечения собственной безопасности. Да, в страну приезжают гости, друзья, но есть и люди, нежелательные для государства. Для проникновения через границу они используют различные каналы, в том числе и поддельные паспорта. Для повышения уровня безопасности, как говорят специалисты, доверия к документам, мировое сообщество пришло к выводу, что необходимо использовать паспорта нового поколения, содержащие электронный носитель информации, заверенный цифровой подписью страны, его выпустившей, без возможности что-либо в нем исправить, и новые способы защиты от подделок видимой информации. Эти факторы в совокупности практически исключают возможность что-либо исправить в документе, что повышает уровень доверия к документам, выпущенным нашей страной.

О важности решения этой задачи на мировом уровне свидетельствует и то, что многие страны затрудняют использование "обычных" паспортов и требуют электронные. Например, из стран Евросоюза невозможно въехать в США без визы, имея обычный паспорт, только по электронному.

- Что содержится в биометрическом паспорте?

- Соответствующим постановлением правительства определены технические параметры нового заграничного паспорта. Он содержит пластиковую поликарбонатную страницу, представляющую собой многослойную конструкцию, спрессованную при высокой температуре, в которой размещена так называемая инлета, - лист из специального материала, содержащего бесконтактную микросхему с антенной. Микросхема содержит энергонезависимую память объемом в 32 килобайта, в которую сейчас записываются метрические данные человека: фамилия, имя и отчество, номер паспорта, дата рождения, пол, дата выдачи и окончания срока действия паспорта - словом все, что мы можем прочесть на лицевой странице паспорта, а также цифровую фотографию. Хотя техническая возможность вносить дополнительные данные в паспорт имеется, и соответствующие технологии разрабатываются.

Пластиковая страница, содержащая визуально проверяемые данные, формируется также на основе новой технологии - "лазерной гравировки", позволяющей в буквальном смысле "выжигать" изображения на поликарбонате, защищая от подделок самую важную страницу в паспорте.

Подобные проекты реализуются в большинстве стран мира, в том числе во всех странах Евросоюза, США, Австралии, Таиланде, на Украине и даже в Венесуэле.

- Выходит, что в микросхему можно вносить различные данные о человеке. Почему этого не делается? В некоторых странах, например в Объединенных Арабских Эмиратах, проверяют оболочку глаз. Очереди на проверку стоят огромные. А были бы данные в нашем паспорте, проблемы с очередью не было бы. Близок ли тот день, когда в чипе появятся дополнительные данные?

- Пока в чип вносим то, что есть в загранпаспорте. Но не будем отрицать, что в свете принятия странами Евросоюза, нашими ближайшими соседями, решения об использовании отпечатков пальцев в качестве биометрического параметра, соответствующие технологии прорабатываются. Нужны изменения в законодательстве, а это достаточно длительный процесс. Кроме того, концентрация информации, касающейся гражданина, включая персональные биометрические данные, в единой информационной системе может иметь нежелательные последствия в случае использования ее нечистыми на руку людьми. Существуют разные подходы к решению этой проблемы, как у нас в стране, так и за рубежом. Окончательного мнения по вопросу хранения биометрических параметров пока не выработано. Тем не менее, с учетом будущих изменений предъявляются повышенные требования к системе сбора, обработки, хранения и передачи информации, касающейся изготовления паспортов нового поколения, в том числе по информационной безопасности, за которую в проекте отвечает ФСБ России. На наших объектах защищаются каналы передачи данных, технические и программные средства системы, в том числе, будем откровенны, предусмотрены решения, защищающие и от злоупотреблений сотрудников, если такие окажутся. Эта работа проводится в пилотном режиме уже в течение года.

- Какова специфика изготовления новых паспортов?

- Конечно, есть как технические, так и технологические моменты в оформлении документов. В новом паспорте важное значение придается фотографии, она должна удовлетворять ряду требований ИКАО (Международной организации гражданской авиации). Поэтому, например, нельзя принести свои фотографии и попросить их отсканировать, фотографироваться приходится в специальной кабине. Первое время сотрудникам было непривычно работать в новой для себя роли.

Поменялась вся технология изготовления паспорта. Со старыми паспортами было ведь как - получаем на фабрике Гознак бланки, храним их у себя. Приходит согласование на человека, печатаем паспорт и отдаем его заявителю. С одной стороны, это позволяло оформлять так называемые трехдневные паспорта для людей, выезжающих на экстренное лечение, похороны. Все основания получения таких паспортов прописаны в законе. С другой стороны, это также позволяло оформлять такие "срочные" паспорта для людей, не имеющих законных оснований для их оформления. Изготовление новых паспортов устроено по-другому. Приходит к нам гражданин, его фотографируют, в электронном виде набивают всю информацию, получают согласование, принимают решение, и в электронном виде информация уходит в Гознак, где хранятся чистые бланки паспортов. В Гознаке на специальной машине печатают пластиковую страницу и "прошивают" чип. То есть паспорт изготавливается на основании электронных заявок и из Гознака приходит к нам. У нас есть специальные машины, которые считывают информацию, чтобы мы убедились, что паспорт пришел на конкретного человека.

В паспорте есть защита. Если его кто-то похитит, воспользоваться им не сможет, потому что его надо разблокировать. Когда наши сотрудники убеждаются в соответствии данных в паспорте и в чипе, они его разблокируют и выдают гражданину.

Можно сказать, что произошла революция в изготовлении паспортов. И еще один важный момент. Гознак изготавливал для страны порядка 3 миллионов паспортов ежегодно. Они развозились по всей России. Кто-то мог пачку уронить, потерять, да и украсть могли. Новые биометрические паспорта Гознак не развозит, а передает готовый продукт. Вероятность его утраты сведена к минимуму.

- Итак, революция в изготовлении загранпаспортов. А революционные удары выдерживать тяжело. Каково вам?

- Первый удар приняли на самом деле не мы, а наши коллеги из Калининграда. Нам и Санкт-Петербургу было намного проще, мы смогли учесть те проблемы, которые возникли в УФМС России по Калининградской области, и избежать подводных камней. Руководством УФМС по Москве, естественно, в тесном взаимодействии с ФМС России, ГУВД по г. Москве, головным разработчиком системы и подрядными организациями проведен комплекс мероприятий, результатом которого стало введение в действие с 7 ноября 2006 г. 11 объектов пилотной зоны нашего Управления. Во всех территориальных отделениях размещены адреса объектов пилотной зоны, осуществляющих прием населения в рамках своего административного округа, а также отдела оформления загранпаспортов УФМС России по г. Москве.

Честно говоря, начало эксплуатации пилотной зоны нас неприятно удивило - "сырая" технология, необкатанные технические решения, постоянные проблемы, связанные с несовместимостью с действующими информационными системами. Первые месяцы очень часто "зависали" кабины, что приводило к значительному времени фотографирования посетителей, имеют место проблемы со сканированием анкет и ряд других. Эти вопросы мы стараемся решать как в рабочем порядке, так и активно сотрудничаем с ответственными за разработку системы, главным конструктором и Мининформсвязи, постоянно акцентируем внимание ФМС России на наших текущих проблемах.

Налицо и положительные тенденции. Сейчас количество обрабатываемых материалов возросло с 30 в сутки на первоначальном этапе до 500. С момента открытия первого объекта пилотной зоны от граждан принято более 39 тысяч заявлений, то есть около 9 процентов от общего количества претендентов на загранпаспорта. 29 тысяч паспортов по данным заявлениям оформлены и выданы гражданам. Сократились сроки оформления и доставки паспортов.

На 2007 г. руководством ФМС поставлена задача планового оснащения около 80% подразделений в Москве, чтобы они смогли обеспечить прием населения с 1 января будущего года. В соответствии с имеющимися указаниями у нас проводится работа по обеспечению готовности помещений территориального уровня для развертывания телекоммуникационного, серверного и другого специального оборудования. Строительно-ремонтные работы будут профинансированы из федерального бюджета. Кроме всего прочего, в решении самых различных проблем по развертыванию объектов нам оказывают помощь префектуры административных округов столицы и руководство органов внутренних дел.

- О больших проблемах вы упомянули. Но всегда возникают и более мелкие. Что, например?

- Например, как фотографировать в кабинке, которая предназначена для взрослого, ребенка? Исполнители технических средств внесли предложения, теперь надо дорабатывать кабинку. То же самое и с инвалидами. Наши коллеги в Калининграде этот вопрос решили: там инвалиды в кабинку на колясках въезжают.

Как я уже сказал, есть три пилотных региона: Калининградская область, Москва и Санкт-Петербург. Мы обмениваемся опытом. В том числе и по технологии фотографирования. По типовым требованиям изготовили плакатик, чтобы каждый знал, улыбаться ему или не улыбаться.

Но все-таки основное испытание для нас сейчас - оснащение оставшихся подразделений. Это, так сказать, дело чести.

- Вопрос, который очень волнует наших граждан, - срок действия старых паспортов не изменится?

- От имени службы хочу сказать, что паспорта 63-й серии, которые мы выдали, будут действительны до того срока, который указан в паспорте.

Смотрите также
38810

Спецпредложения авиакомпаний

27.03 Belavia Москва - Гомель от 3 318 руб
27.03 Oman Air Москва - Маскат от 63 600 руб
27.03 Россия Москва - Хабаровск от 25 000 руб
27.03 Ethiopian Airlines Москва - Йоханнесбург от 69 776 руб
27.03 Smartavia Москва - Архангельск от 4 341 руб
27.03 China Eastern Москва - Сеул от 42 538 руб
26.03 Уральские авиалинии Хургада - Екатеринбург от 6 135 руб
26.03 Azur Air Анталья - Самара от 7 835 руб
26.03 China Southern Москва - Куала-Лумпур от 45 554 руб
26.03 Азимут Самара - Ярославль от 1 280 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах